ТЕАТРАЛ   PRO КИНО
  МИР ВЫСТАВОК   PRO ЗДОРОВЬЕ
ЗВЕЗДНОЕ ДОСЬЕ » Делон, Ален / DELON, ALAIN
Ален Делон родился во Франции 8 ноября 1935 г. Родители - Эдит и Фабиан Делон - развелись, когда Алену было всего четыре года. Позднее его отправили в чужую семью, жившую напротив одной из тюрем. Тюремный двор стал местом игр ребенка, а дети тюремщиков - его друзьями. Тем временем, его мать снова вышла замуж. Когда приемные родители Делона трагически погибли, мальчик опять вернулся к своей биологической матери. "Я страдал. Я был очень несчастен", - так вспоминает свое детство знаменитый актер. "Когда мои родители развелись, я был еще очень маленьким. Меня отдали в семью кормилицы. Там все были любимыми детьми, среди которых я был чужим. В 8 лет я оказался в пансионе, откуда меня периодически выгоняли за невыносимое поведение и систематическое хулиганство. Я был злобным, нервным ежом, готовым наброситься на каждого. До сих пор во мне присутствуют жестокость, склонность к насилию, но я могу их контролировать".

Как и множество сверстников, мальчик любил кататься на велосипеде, играть в футбол и ходить в кино. Но поскольку детство его не было счастливым, неудивительно, что в школе стали возникать проблемы. Делона выгоняли из десятка учебных заведений, прежде чем он окончательно бросил школу в возрасте 15 лет.

В 17 лет он ушел из дома и поступил во французскую армию. В армии он стал десантником в военно-морских войсках, служил в Индокитае, был членом элитного подразделения. Делон тепло вспоминает время службы, когда впервые в жизни почувствовал себя членом семьи. "Там у меня были друзья. Там было с кем поговорить, там могли выслушать".

В 1956 г. Ален Делон вернулся к гражданской жизни. Жил в Париже, работал грузчиком, официантом в разных кафе. Постоянного дохода не было. Как говорит сам Делон, прислуживать и угождать ему было противно. И однажды, выслушав в очередной раз замечание хозяина ресторана, Делон избил его и, швырнув в лицо смятый фартук, хлопнул дверью. С семьей тесных связей не существовало. Делон подружился с некоторыми актерами, которых встретил в кафе, и, поскольку жить было негде, часто ночевал у них. Одним из этих друзей оказался актер Жан Клод Бриали. В этот же период Делон познакомился и с преступным миром. Степень его участия в полной мере неизвестна, но позднее некоторые факты биографии напомнят актеру о себе.

В 1957 г. Жан Клод Бриали и Ален Делон решили посетить Каннский кинофестиваль. Это решение коренным образом изменило жизнь Алена Делона. В то время он никому не был известен, не имел никакого актерского опыта. Прибыл он на фестиваль во взятом напрокат смокинге. Но уже незадолго до отъезда с фестиваля Ален был на пути к суперзвездной карьере. Его редкая красота и притягательная личность имели большой успех.

На фестивале его буквально бомбардировали предложениями режиссеры, агенты, издатели, желавшие знать, кто это такой и будет ли он на них работать. Голливуд отчаянно пытался найти молодого человека, который смог бы заменить незадолго до этого скончавшегося кумира Джеймса Дина, и многие вдруг решили, что Делон - идеальная кандидатура.

Сообщают, что могущественный американский продюсер Дейвид Селзник предложил Делону контракт на 7 лет, который Ален отверг не без участия актрисы Симоны Синьоре и ее тогдашнего мужа, режиссера Ива Аллегре (который старался убедить Делона сниматься в его следующем фильме). Делон говорил, что отверг предложение Селзника ради других, менее выгодных. Он хотел работать над европейскими фильмами.

Делон вернулся во Францию для работы над последним своим фильмом с режиссером Рене Клеманом "Paris brule-t-il?" (1966). В этом фильме снимались только звезды: Жан-Поль Бельмондо, Симона Синьоре, Ив Монтан, Кирк Дуглас, Антони Перкинс, Орсон Уэллс и другие. Однако фильм не пользовался таким успехом, на который рассчитывал Рене Клеман. И все же был выдвинут в том году на двух "Оскаров" - за кинематографическое искусство и режиссуру. По возвращении Делона в Париж режиссер Жан-Пьер Мельвиль попросил его сняться в главной роли фильма об убийце Джефе Костелло, за которым охотятся гангстеры и полиция после неудачного оплаченного покушения. Мельвиль уже несколько лет добивался участия Делона в фильме, но артисту все время было некогда серьезно подумать об этом. Они встретились в салоне Делона тогда, когда там был только черный кожаный диван, меч самурая, копье и кинжал. Считается, что это и вдохновило Мельвиля на заглавие и замысел первого его фильма с Делоном - "Le Samourai". Они прекрасно работали вместе, и в Европе фильм "Le Samourai" пользовался огромным успехом как у критики, так и в финансовом смысле. Делона прозвали "ледяным ангелом" за его холодное и бесстрастное исполнение роли Джефа Костелло. Он был очень доволен ролью, которую считал удачным отходом от множества ролей "хорошеньких мальчиков", предлагавшихся ему в то время.

Ему все еще было трудно отделаться от имиджа, сложившегося у многих кинокритиков. Его фильмы часто оценивались с точки зрения того, как он там выглядел, а не как ему удалась роль. Его необычайная красота часто представлялась скорее препятствием, нежели благословением для его карьеры. Когда его исполнение было таким блестящим, как в "Plein Soleil", "Рокко и его братья", "Затмении", "Леопарде" и "Самурае", критики хвалили режиссера или внешность актера. Однако Делон способен больше сказать глазами, чем многие актеры двумя часами написанного для них диалога. Как он сказал однажды: "Моя внешность противоречила моему внутреннему содержанию. Я боролся с этим всю жизнь". В фильме "Les Aventuriers" (1967) Ален Делон сделал первую попытку приобщиться к карьере певца. Он исполнил песню для этого фильма, имевшую умеренный успех во Франции, возможно, благодаря репутации Делона как покорителя сердец. Карьера артиста складывалась достаточно удачно, как и его личная жизнь с женой Натали и сыном Антони. Вероятно, он совсем не был готов к ужасным событиям, которые начали разворачиваться в следующем году. 1968 год начался как и всякий другой. Ему были предложены роли в нескольких фильмах (французских, одном английском). Актер согласился. В этом же году телохранитель и друг Делона Стефан Маркович был найден мертвым в результате огнестрельного ранения. Его безжизненное тело нашли в мусорной куче. Последовавшее за этим расследование преступления прогремело на весь мир.

Оно вылилось в крупный скандал, связанный с наркотиками и марсельскими гангстерами. По делу допрашивались многие знаменитости, в том числе выдающиеся политики Франции, а также Ален Делон и его жена Натали. Делон вынужден был признаться в своих связях с марсельскими преступными кругами, относящимися к 1956 г., когда он только вернулся с войны в Индокитае. Отчасти эти связи выражались в покупке и продаже оружия. В конце концов, Ален и Натали были полностью освобождены от всяческих обвинений. Скандал и повредил, и способствовал карьере Делона. После этого все меньше и меньше появлялось таких высокохудожественных фильмов, как "Рокко и его братья" и "Затмение". Актер все больше снимался в полицейских детективах. Французским кинозрителям хотелось видеть настоящего гангстера, исполняющего роль гангстера на экране. Почти все фильмы 70-х годов были полицейскими детективами или приключенческими фильмами, за исключением отдельных выдающихся работ, как, например, "La Piscine" (режиссер Жак Деми) и "The Assassination of Trotsky & Monsieur Klein" (режиссер Джозеф Лоузи). Многие детективы были замечательными фильмами, гораздо более содержательными, чем средний французский детектив того времени. К таким удачам относятся "Le Clan des Siciliens", "Le Cercle rouge", "Un Flic" и "Borsalino" (Делон был продюсером последнего). Ален Делон и Жан-Поль Бельмондо великолепны в ролях двух марсельских гангстеров 30-х годов. К сожалению, персонаж Бельмондо был убит в первой же серии, поэтому актер не смог вернуться в продолжение, "Borsalino & Co.", в 1974 г. В этих двух фильмах Делон не побоялся использовать свой реальный опыт с марсельскими преступниками в качестве вдохновляющего материала. Критики и одобряли, и ругали его решение, но

Фильмы имели огромный успех во Франции. Делон был также продюсером получившего премию "Сезар" фильма "Monsieur Klein", где он блестяще исполняет морально уродливого торговца предметами искусства, наживающегося на евреях, вынужденных бежать из Франции во время Второй мировой войны. Делон сказал о фильме "Monsieur Klein" так: "...это мой лучший фильм как продюсера и лучшая роль, какую я когда-либо исполнял". Брак Алена и Натали распался. В 1969 г. они развелись, но остались в дружеских отношениях, а в 1971 г. встретились в фильме Жака Деми "Doceument les basses". Помимо создания фильмов в 70-е годы, Делон открыл вторую кинокомпанию, "Adel Films". Он все больше занимается предпринимательской деятельностью. Как актер, он заработал большие деньги, но он умел правильно хранить и вкладывать эти деньги. Юноша, появившийся неизвестно откуда, стал очень удачливым и состоятельным человеком. Казалось, что он родился для бизнеса. С инициалами "AD" - известным всем лого - произведено много качественных товаров (например, духи, сигареты). Он также стал владельцем собственной авиалинии. Помимо бизнеса, Ален Делон вложил большие суммы денег в два своих увлечения: коллекционирование произведений искусства и разведение скаковых лошадей. Говорят, его личная коллекция произведений искусства достойна восхищения. Он - владелец многих редких и значительных произведений, которые он позволял демонстрировать на выставках. Он - хозяин многих конюшен, вырастил нескольких лучших и красивейших скаковых лошадей в Европе. Помимо лошадей, Делон любит собак. Он - участник групп, борющихся за права животных. На территории своего огромного поместья в Женеве он заботится о сотнях бродячих собак. Делон переехал в Швейцарию в 80-е годы, заявив, что ему не нравится жить при французском социалистическом правительстве. В последние 15-17 лет он занимался политикой, и его взгляды и мнения многих несколько шокировали. Он подружился с председателем ультра-правого национального фронта и появлялся в общественных местах в обществе таких неоднозначных политических деятелей Европы, как, например, Жак Ширак.

В 1981 г. Ален Делон поставил свой первый фильм, "Pour la peau d'un flic". Этот фильм получил смешанные отзывы критики. Одни считали, что это очередной раздутый полицейский детектив 80-х годов, другие полагали, что это глубокий, захватывающий и хорошо сделанный "фильм действия". Делон не только поставил фильм, он явился также его продюсером, автором сценария и исполнителем главной роли. В 1984 г. актер стал продюсером и исполнителем главной роли в фильме Бернара Блие "Notre histoire". Его роль алкоголика в этом фильме не так блестяща, как многие из прошлых ролей, но критики признали исполнение "достойным внимания". В первый раз за всю историю своей карьеры актера, Ален Делон получил приз "Сезар" за великолепное исполнение роли. В это время ему было почти 50 лет, и он не присутствовал лично на церемонии награждения. Вместо этого он предпочел произнести благодарственную речь из Женевы. Некоторых этот жест оскорбил, но сложилось впечатление, что Делон чувствовал, что факт присуждения приза явился скорее делом долга, нежели искренним поступком. В 90-е годы Делон продолжал быть как продюсером, так и исполнителем. За свою более чем 40-летнюю актерскую карьеру он создал более 80 фильмов. Это в среднем составляет 2 фильма в год. Без сомнения, Алена Делона следует считать одним из самых работоспособных людей в кино. Первая его роль 90-х годов - в фильме Жана Люка Годара "Nouvelle vague". В этот же период Делон встретил свою теперешнюю жену, голландскую модель Розали Ван Бремен. У них двое детей. Теперь Делон любит роль отца и предпочитает проводить время дома с семьей.

90-е годы отмечены также популярными фильмами "Retour de Casanova" и "Le jour et la nuit". Одна из самых последних ролей - в фильме "Une chance sur deux" вместе с давним другом Жаном Полем Бельмондо. Этот фильм в чем-то пародирует их ранние совместные фильмы. В 1997 г. Делон с удивлением и благодарностью принял престижный приз Германии "Золотая камера" за работу в кинематографе. Будем надеяться, что Ален Делон не выполнит свое обещание уйти из кино. Хотя юношеской красоты уже нет, есть приятная внешность немолодого светского господина, который многое совершил и многое повидал за свои 65 лет. Его актерский талант жив, и сейчас еще Делон может творить чудеса. Он, без сомнения, - один из самых влиятельных актеров своего поколения, и его фильмы вдохновили многих величайших режиссеров нашего времени, таких, как Мартин Скорсезе, Франсис Форд Коппола. Разговоры о смерти не пугают Алена Делона. Он даже признался, что мог бы покончить жизнь самоубийством: "Мне хватит мужества сделать это. Я предпочитаю встать из-за стола до того, как с него уберут грязную посуду".

Дебют Делона состоялся в 1957 году в фильме "Quand la femme s'en mele" (режиссер - Ив Аллегре). Он исполнил в нем молодого преступника. Это положило начало серии образов "плохого мальчика" на экране. В то время Алену было всего 22 года, специального актерского образования не было, и на экране было заметно, что он немного нервничает. Последовало еще несколько фильмов, прежде чем Делон стал звездой международного масштаба. В частности, он снялся в фильмах "Sois belle et tais-toi" (1958, с Жаном-Полем Бельмондо) и "Christine" (тоже 1958). Во время съемок последнего Делон встретил красавицу-актрису Роми Шнайдер, и между ними завязался роман. Позднее они сняли в Париже квартиру и были помолвлены в 1959 г. Первый настоящий успех в кино тоже пришелся на 1959 г. Это была роль в фильме "Plein Soleil" (режиссер Рене Клеман). Делон блестяще исполнил принесшую ему международную славу роль. Фильм вышел в начале 1960 г. и имел бурный успех в европейских кинотеатрах. Когда его дублировали на английский язык и выпустили на экраны США под названием "Purple Noon", Делона тут же окрестили "французским Джеймсом Дином". А еще одно время считалось, что Ален Делон - это новый Жерар Филипп, великий французский актер, скончавшийся незадолго до этого.

Во время съемок "Plein Soleil" у Делона и Клемана (а впоследствии они создали вместе еще много фильмов) сложились очень тесные отношения. Насколько тесные, можно было только гадать. Ходили слухи, что в период "Plein Soleil" у них был роман, и если посмотреть фильм, можно понять, почему эти слухи возникли. Клеман снимал Делона примерно так, как Роже Вадим снимал Брижит Бардо, любовно демонстрируя ее красоту, например, в фильме "И бог создал женщину". Этот необычный способ снимать мужчину-актера только усугубил ореол загадочности вокруг личности Делона. Позднее Ален Делон признавался в своих гомосексуальных наклонностях. Следующей ролью артиста была роль Рокко в фильме "Рокко и его братья" ("Rocco e i suoi fratelli") Лукино Висконти. Этот фильм внес совершенно новое измерение в исполнительское мастерство Делона. Здесь он "хороший сын", старающийся сохранить целостность своей ущербной семьи. Висконти лично выбрал Делона на эту роль, и выбор оказался мудрым. Это одна из лучших ролей артиста, и одна из лучших работ режиссера. Фильм получил всеобщее признание и специальный приз жюри Каннского фестиваля. Следующей важной ролью была роль в фильме Микеланджело Антониони "Затмение" ("L'Eclisse") - и еще один крупный успех. Случилось так, что в этот период у Делона был роман с моделью, актрисой и музыкантом Нико. У них родился сын Кристиан. По разным соображениям Делон отказался признать ребенка.

Нико оставила мальчика с матерью Делона Эдит, которая утверждала, что после того, что она взяла опеку над ребенком, Ален навсегда перестал с ней разговаривать. В 1963 г. Делон снова работает с Лукино Висконти, на этот раз над великолепным фильмом "Il Gattopardo" ("Леопард"). Делон был очень хорош в своей роли, и фильм получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале того года. В том же году Делон исполнил роль в фильме "Melodie en sous-sol" с классиком французского кино Жаном Габеном. Делон был большим почитателем Жана Габена и радовался возможности работать с ним. Этот фильм тоже пользовался огромным успехом и получил приз "Золотой глобус" в США как лучший иностранный фильм года. А помните фильм "Двое в городе" ("Deux hommes dans la ville", 1973), шедший в советском прокате? В главных ролях - Габен и Делон. Герой Делона ждет приговора, а затем - казни на гильотине, а герой Габена, как всегда молчаливый и значительный, одним своим присутствием облегчает ему это страшное ожидание. Это один из моих самых любимых фильмов. (Е. Р.)

Следующий год (1964) снова одарил Делона броскими газетными заголовками, на этот раз в связи с разрывом пятилетней помолвки с Роми Шнайдер. Передавали, что он буквально разбил ей сердце, когда послал эту новость по почте. Но они остались друзьями (а может быть, временами и любовниками) вплоть до смерти Роми в 1982 г. от сердечного приступа. Многие считают, что это было самоубийство. Ален Делон и Роми Шнайдер снялись вместе во многих фильмах. Когда любимица многих зрителей покончила с собой, ее мать обвинила Делона в смерти дочери, посвятив ему несколько глав в своих мемуарах: "Он мог делать с ней все что угодно. Поцелуями и побоями он заставлял ее приобщаться к новой морали: теперь все дозволено. Мужчины могут бить женщин. Мужчины могут спать с мужчинами, получая от этого всяческие блага". Актер, никогда не делавший секрета из своей бисексуальности, не стал подавать в суд на мать своей бывшей возлюбленной. Как не стал судиться и с Брижит Бардо, которая весьма нелицеприятно поведала о нем в своей книге. Бардо называет в ней Делона не иначе как "самовлюбленным истуканом с голубыми глазами".

Вскоре после разрыва с Роми Делон женился на красавице Натали Канова (1964). В том же году он основал свою первую кинокомпанию, Delbeau Productions. В 1965 г. родился первый и единственный ребенок Алена и Натали, которого назвали Антони. В этом же году Делон снялся в своем первом американском фильме, "The Yellow Rolls-Royce". С ним в этом фильме снимались Шерли Мак-Лейн, Джордж Скотт, Ингрид Бергман, Рекс Харрисон, Омар Шариф и Жанна Моро. На съемках казалось, что Делон выделял хорошенькую Шерли Мак-Лейн. Ходили слухи, что у них был роман, но никто не знает наверняка. В течение следующих двух-трех лет Делон продолжал сниматься в американских фильмах ("Once a Thief", "Lost Command", "Texas Across the River"). К сожалению, ни один из них не стал событием. Делон был молодым чисто французским актером, может быть, немножко "слишком" французским для американской аудитории.

Делон вернулся во Францию для работы над последним своим фильмом с режиссером Рене Клеманом "Paris brule-t-il?" (1966). В этом фильме снимались только звезды: Жан-Поль Бельмондо, Симона Синьоре, Ив Монтан, Кирк Дуглас, Антони Перкинс, Орсон Уэллс и другие. Однако фильм не пользовался таким успехом, на который рассчитывал Рене Клеман. И все же был выдвинут в том году на двух "Оскаров" - за кинематографическое искусство и режиссуру. По возвращении Делона в Париж режиссер Жан-Пьер Мельвиль попросил его сняться в главной роли фильма об убийце Джефе Костелло, за которым охотятся гангстеры и полиция после неудачного оплаченного покушения. Мельвиль уже несколько лет добивался участия Делона в фильме, но артисту все время было некогда серьезно подумать об этом. Они встретились в салоне Делона тогда, когда там был только черный кожаный диван, меч самурая, копье и кинжал. Считается, что это и вдохновило Мельвиля на заглавие и замысел первого его фильма с Делоном - "Le Samourai". Они прекрасно работали вместе, и в Европе фильм "Le Samourai" пользовался огромным успехом как у критики, так и в финансовом смысле. Делона прозвали "ледяным ангелом" за его холодное и бесстрастное исполнение роли Джефа Костелло. Он был очень доволен ролью, которую считал удачным отходом от множества ролей "хорошеньких мальчиков", предлагавшихся ему в то время. Ему все еще было трудно отделаться от имиджа, сложившегося у многих кинокритиков. Его фильмы часто оценивались с точки зрения того, как он там выглядел, а не как ему удалась роль. Его необычайная красота часто представлялась скорее препятствием, нежели благословением для его карьеры. Когда его исполнение было таким блестящим, как в "Plein Soleil", "Рокко и его братья", "Затмении", "Леопарде" и "Самурае", критики хвалили режиссера или внешность актера.

В 90-е годы Делон продолжал быть как продюсером, так и исполнителем. За свою более чем 40-летнюю актерскую карьеру он создал более 80 фильмов. Это в среднем составляет 2 фильма в год. Без сомнения, Алена Делона следует считать одним из самых работоспособных людей в кино. Первая его роль 90-х годов - в фильме Жана Люка Годара "Nouvelle vague". В этот же период Делон встретил свою теперешнюю жену, голландскую модель Розали Ван Бремен. У них двое детей. Теперь Делон любит роль отца и предпочитает проводить время дома с семьей. 90-е годы отмечены также популярными фильмами "Retour de Casanova" и "Le jour et la nuit". Одна из самых последних ролей - в фильме "Une chance sur deux" вместе с давним другом Жаном Полем Бельмондо. Этот фильм в чем-то пародирует их ранние совместные фильмы. В 1997 г. Делон с удивлением и благодарностью принял престижный приз Германии "Золотая камера" за работу в кинематографе. Будем надеяться, что Ален Делон не выполнит свое обещание уйти из кино. Хотя юношеской красоты уже нет, есть приятная внешность немолодого светского господина, который многое совершил и многое повидал за свои 65 лет. Его актерский талант жив, и сейчас еще Делон может творить чудеса. Он, без сомнения, - один из самых влиятельных актеров своего поколения, и его фильмы вдохновили многих величайших режиссеров нашего времени, таких, как Мартин Скорсезе, Франсис Форд Коппола. Разговоры о смерти не пугают Алена Делона. Он даже признался, что мог бы покончить жизнь самоубийством: "Мне хватит мужества сделать это. Я предпочитаю встать из-за стола до того, как с него уберут грязную посуду".
НОВИНКИ ЭКРАНА
Все о новинках западной и отечественной киноиндустрии
Кочевник

РЕКЛАМА
ПАРТНЕРЫ
АРХИВ

ЗВЕЗДНОЕ ДОСЬЕ
Информация о западных и отечественных звездах кино


РЕКЛАМА


© Перепечатка редакционных материалов допускается только по согласованию с редакцией. При цитировании ссылка на газету «Pro Кино» обязательна.
Обратная связь
Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru